На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

Пирамида смысла Дилтса

Многие люди сталкиваются с проблемами, когда они не понимают для чего живут и какой смысл у их жизни. Это часто вызывает ощущение внутренней пустоты, недостаточности и бесполезности. Люди не видят направления в жизни, не знают, что делать и куда двигаться дальше. В результате возникают тревожность, раздражительность, агрессия и даже депрессия.

Пирамида смысла Дилтса для определения жизненных приоритетов

С целью разобраться в своих жизненных целях и приоритетах можно использовать пирамиду смысла Дилтса. Существует несколько разновидностей таких пирамид, но их суть одна - помочь познать себя и свое место в мире, а также определить цель своего существования. В данной статье предлагается рассмотреть следующую смысловую пирамиду Дилтса, состоящую из 6 уровней: окружение, действия, способности, ценности, идентичность и миссия.

Для работы с этими уровнями следует провести анализ дважды. Вначале проанализировать текущую ситуацию, двигаясь от нижнего уровня к верхнему (от уровня окружения к уровню миссии). Затем анализировать ситуации будущего, исходя из своих желаний и мечтаний, двигаясь от верхнего уровня к нижнему (от уровня миссии к уровню окружения).

Такой анализ позволит понять, что нужно изменить для достижения желаемой цели и жизни в соответствии с миссией. Вы сможете оценить, соответствует ли ваше текущее состояние на каждом уровне тому, чего вы хотите добиться. Представленные уровни позволят вам разработать план действий и принять необходимые решения для улучшения вашей жизни.

6. Уровень миссии
5. Уровень идентичности (Кто Я?)
4. Уровень ценностей
3. Уровень способностей
2. Уровень поведения, действий
1. Уровень окружения

Психолог поможет решить ваши проблемы.
Запишитесь на консультацию онлайн
Консультации проводятся по предварительной записи. Конфиденциальность гарантируется.
1. Уровень окружения

Он описывает среду обитания человека. Отвечает на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», «С кем?», «У кого?». Здесь нет движения. Движение находится выше, на уровне действия. Этот уровень характеризуется тем, что весь мир и свое место в этом мире человек видит и определяет по окружающим предметам. Представитель «уровня окружения», решив выучить иностранный язык, оплачивает курсы и на этом останавливается: для нее заключение договора на обучение – уже воплощение решения выучить язык.

2. Уровень поведения, действий.

Уровень поведения отвечает на вопрос "Что делаю?". Здесь мы находим информацию об изменениях и движениях. Лингвистически этот уровень выражается через различные глаголы. Он также включает характеристику скорости движения. Когда мы говорим "Я хожу", это одна скорость. Когда мы говорим "Я бегаю", это другая скорость. "Я несусь со всех ног" - это третья скорость.

Люди, находящиеся на уровне поведения, видят жизнь как процесс и движение. Их девиз: "Я бегаю - значит, я живу". Для них важен сам процесс действия. Например, если они записались на курсы английского языка, они стремятся посещать занятия, независимо от того, насколько успешно они осваивают язык.

3. Уровень способностей.

Уровень способностей играет важную роль в нашем поведении. Он определяется нашей "ментальной картой" и другими внутренними процессами, ресурсы которых находятся внутри нашего разума. На этом уровне формируются стратегии, которые лежат в основе нашего поведения и отвечают на вопрос "Как?". Способности определяют выбор нашего поведения и служат внутренними силами и источниками нашего движения. На данном уровне человеку становится важным не только то, что он имеет, но и то, что он умеет. Знания становятся главным капиталом для такого человека. Ему важно не просто посещать курсы английского языка, а получать конкретные знания и умения, которые он сможет применить на практике.

4. Уровень ценностей.

Уровень ценностей является глубоким уровнем, который структурирует весь опыт человека и определяет его как личность. Ценности формируются под влиянием различных факторов, таких как семья, школа и культурные особенности. Они обычно формируются к десятилетнему возрасту и редко радикально меняются. На этом уровне находятся позитивные намерения даже при деструктивном поведении. Изменение убеждений на этом уровне приводит к значительным изменениям в структуре более низлежащих уровней.

Уровень ценностей отвечает на вопрос "Почему это так важно?". Если для человека знание английского языка имеет ценность, которая является важной для него, то он найдет любой доступный способ, чтобы выучить язык. На этом уровне ценностей все препятствия на пути к достижению цели могут быть преодолены. Здесь нет места оправданиям почему не удалось достичь цели, вместо этого возникает вопрос: "Как мне это сделать?". Например, если у вас нет достаточных средств для посещения курсов английского языка, но вы видите важность освоения языка для общения с людьми во время путешествий за границу, то вы сможете выучить язык самостоятельно.

5. Уровень идентичности, уровень Я. Уровень «Кто Я?».

Уровень идентичности представляет все представления человека о себе, его характере, личности и способе взаимодействия с другими людьми. Понимание себя и своей картины мира помогает владеть жизненными ситуациями. Вы сами выбираете, как представлять себя и мир вокруг вас. Важно отметить, что вы также можете изменить свое мировоззрение, когда оно перестает помогать и начинает ограничивать.

В сознании каждого человека существует ментальная модель себя и мира, которая определяет его субъективное представление. Эта модель включает миллионы различных образов, как простых (например, представление о воздухе или воде), так и абстрактных (например, представление о высших силах).

Если на вопрос "Кто Вы?" вы отвечаете, что вы человек, который самостоятельно принимает решения и не слушает никого другого, то попытки оказать влияние на вас, например, когда ваш партнер или руководитель решают, что вам нужно выучить английский язык, будут бесполезны. Однако, если вы хорошо знаете себя и понимаете, что такое представление о себе начинает мешать вашему развитию и ограничивает вас, вы можете изменить свое представление о себе.

Например, если вы понимаете, что вам необходимо знание английского языка по каким-то причинам, и вы много раз безуспешно пытались его выучить, задайте себе вопрос: "Кем я стану, если выучу английский язык? Какие представления о себе у меня изменятся? Готовы ли я к таким изменениям?". Ваши ответы могут быть разными, например, вы можете осознать, что, выучив английский язык, вы станете человеком, у которого слова подтверждаются делом. Попробуйте жить 21 день с ощущением, что вы такой человек. Установите напоминание на вашем телефоне на каждый день: "Я человек, у которого слова подтверждаются делом". Изменив представление о себе, вы сможете преодолеть причины, мешающие вам свободно владеть английским языком. Работа с уровнем идентичности требует высокой осознанности себя и своего мировоззрения. Кроме того, когда вы научитесь понимать себя и сможете менять свои убеждения, вы овладеете методами кардинальных изменений.


6. Уровень

Этот уровень относится к вашему ощущению того, что выходит за ваше личное представление о себе. Он включает в себя ваше видение больших систем, ролей, ценностей, убеждений, мыслей, действий и ощущений. Этот уровень является стратегическим и отвечает на вопросы "Зачем?", "Ради чего?" и "В чем смысл?".

На этом уровне вы можете задаться вопросом: "Как бы вы объяснили 5-летнему ребенку смысл вашей деятельности? Как вы думаете, в чем смысл вашего занятия английским языком?". Важно попытаться сформулировать ответ на этот вопрос простым и понятным для ребенка языком.

Например, если вы изучаете английский язык, вы можете объяснить 5-летнему ребенку, что это поможет вам говорить с людьми из других стран, понимать их и делиться своими мыслями и идеями. Вы можете сказать, что учить английский язык делает мир более интересным и открывает возможности для новых дружб и приключений.

Работа на уровне видения и смысла помогает вам осознать глубинные мотивы и цели вашей деятельности. Она позволяет вам понять, ради чего вы делаете то, что делаете, и что это значит для вас лично. Когда вы ясно видите смысл своей деятельности, вы получаете дополнительную мотивацию и направление для своих действий.

Значение пирамиды Дилтса в самоанализе и саморазвитии

Пирамида Дилтса предоставляет возможность провести анализ своей жизни во многих аспектах, рассмотреть себя как участника социального общества и как цельную личность. Она позволяет осознать себя по-новому и поставить цель, к которой можно стремиться. Анализ пирамиды Дилтса помогает определить приоритеты и разработать последовательность шагов для достижения этих целей.

Этот подход придает смысл жизни, делает ее насыщенной и интересной. Он стимулирует человека к саморазвитию и самосовершенствованию, поскольку позволяет обнаружить области для улучшения и роста. Анализ пирамиды Дилтса помогает осознать свои ценности, идентичность, способности и миссию, что способствует более глубокому самопониманию и принятию осознанных решений.

С использованием пирамиды Дилтса вы можете получить ясное представление о своих целях и стремлениях, а также областях, в которых вы хотите развиваться. Это инструмент, который помогает выявить смысл и значимость вашей жизни, а также создает основу для личностного роста и самореализации.