Отправьте заявку на консультацию
Консультации проводятся по предварительной записи
Имя (конфиденциальность гарантируется)
Ваш телефон
Ваш e-mail
Комментарий
Нажимая кнопку отправить, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.
Хорошо
Close

Пирамида смысла Дилтса

Многие проблемы возникают у человека в случае, если он не понимает для чего живет, не понимает смысла своей жизни. Зачастую из-за этого возникает ощущение внутренней пустоты, собственной несостоятельности, никчемности. Он не видит жизненных ориентиров, не знает, что делать с собой и для чего; не понимает куда двигаться дальше. Человека мучает тревожность, раздражительность и агрессия. Может быть подавленное настроение, депрессия.
Чтобы разобраться со своими жизненными целыми, приоритетами, можно использовать смысловую пирамиду Дилтса. Вообще, видов подобных пирамид довольно много, они различаются, но суть остается неизменной: познать себя и свое место в мире, цель своего существования. Я предлагаю для работы вот такую. В ней содержится 6 смысловых уровня: окружение, действий, способностей, ценностей, идентичности, миссии.

Работать с уровнями надо 2 раза.

Первый раз рассматривать ситуацию на текущий момент и анализировать уровни снизу-вверх, т е начинать с первого, нижнего уровня, двигаясь вверх до 6 миссии.Затем работать второй раз, теперь анализировать ситуации будущего, исходя из своих желаний и мечтаний. Двигаться сверху вниз, т е начать с верхнего 6 уровня вниз до 1-го.

Такой анализ дает представление о том, как и что вам надо изменить для достижения желаемой цели, чтобы жить в соответствии со своей миссией. Т е увидите соответствует ли желаемое тому, что есть в реальности сейчас на каждом уровне.

6. уровень мисси
5. уровень идентичности. Кто Я?
4. уровень ценностей
3. уровень способностей
2. уровень поведения, действий
1. уровень окружения
Психолог поможет решить ваши проблемы.
Запишитесь на консультацию онлайн
Консультации проводятся по предварительной записи. Конфиденциальность гарантируется.
1. Уровень окружения

Он описывает среду обитания человека. Отвечает на вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», «С кем?», «У кого?». Здесь нет движения. Движение находится выше, на уровне действия. Этот уровень характеризуется тем, что весь мир и свое место в этом мире человек видит и определяет по окружающим предметам. Представитель «уровня окружения», решив выучить иностранный язык, оплачивает курсы и на этом останавливается: для нее заключение договора на обучение – уже воплощение решения выучить язык.

2. Уровень поведения, действий.

Этот уровень, отвечает на вопрос «Что делаю?». В нем заложена информации об изменениях и движениях. Лингвистически этот уровень выражается различными глаголами. Здесь присутствует скорость как характеристика движения. Я хожу – одна скорость. Я бегаю – другая скорость. Я несусь со всех ног – третья скорость.

Человек, находящийся на уровне поведения, думает о жизни как о процессе и движении. Его девиз: «Я бегаю – значит, я живу». Для такого человека важен сам процесс, т.е. если записался на курсы английского языка, обязательно на них ходить, но, не важно насколько язык усваивается.

3. Уровень способностей.

Многое в нашем поведении происходит из «ментальной карты» и других внутренних процессов, чьи ресурсы находятся внутри нашего разума. Это уровень опыта, который стоит за вашим непосредственным восприятием окружения». На этом уровне находятся стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Способности обуславливают выбор поведения, своего рода – внутренние силы нашего поведения, источники движения. Человеку на данном уровне становится важно не то, что он имеет, а то, что он умеет. На этом уровне главным капиталом для него становится знание. Для такого человека важно не то, что он ходит на курсы английского языка, а то, какие знания он там получает и как он сможет их применять.

4. Уровень ценностей.

Этот глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, определяет предъявление его как личности. Ценности формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, культурные особенности. Они формируются к десятилетнему возрасту и редко меняются радикально. Именно на этом уровне располагаются позитивные намерения даже деструктивного поведения. Изменение убеждений приводит к значимым изменениям в структуре нижележащих уровней. Отвечает на вопрос «Почему это так важно?». Если человек за знаниями английского языка имеет ценность, важную для него, он легко выучит язык любым доступным ему способом. Уровень ценностей помогает смести все препятствия на пути к вашей цели. На этом уровне не существует оправданий, почему я не смог. На нем есть лишь вопрос: «Как мне это сделать?». Например, если вам не хватает денег на курсы английского языка, но вам важно выучить его, так как в свободном владении английском языком вы видите важную для вас возможность общаться с людьми во время ваших путешествий за границей, то вы выучите язык самостоятельно.

5. Уровень идентичности, уровень Я. Уровень «Кто Я?».

Здесь находятся все представления человека о себе, кто он, какой он, как он строит отношения с другими.

Понимание себя, своей картины мира помогает вам владеть жизненной ситуацией. Вы сами выбираете, каким хотите представлять себя и мир вокруг вас. Что немаловажно, вы также можете поменять свое мировоззрение, когда оно из помогающего становится ограничивающим.
У каждого человека в сознании есть ментальная модель себя и мира, на котором строится его субъективное представление. Эта модель содержит в себе миллионы различным образов, как простых, таких как, представление о воздухе или воде, так и абстрактных, например, относительно существования высших сил.

Если на вопрос «Кто Вы?» вы отвечаете «Я человек, который сам принимает решения и никого не слушает», то на вас бесполезно пытаться оказать какое-либо влияние, например, когда не вы, а ваша вторая половина или руководитель решили, что вам нужно выучит английский. В случае, когда вы хорошо себя знаете, и понимаете, что данное представление о самом себе начинает мешать вам в вашем развитии, вместо помогающего становится ограничивающем, вы сможете поменять представление о себе.
Например, вы понимаете, что знание английского языка вам необходимо по тем или иным причинам. Вы много раз пытались его выучить, но все безуспешно. Спросите себя: «Кем буду я, если выучу английский язык? Какие представления о себе у меня поменяются? Готов/а ли я такие изменения?». Вам могут прийти различные ответы, например, что, выучив английский язык, вы будете человеком, у которого дела не расходятся со словом. Попробуйте 21 день прожить с ощущением, что вы такой человек. Сделайте себе напоминание на телефоне на каждый день: «Я человек, у которого дела не расходятся со словом». Поменяв представление о себе, вы уберите причину, мешающую вам владеть свободно английским языком. Работа с уровнем идентичности требует высокой осознанности себя и своего мировоззрения. В тоже время, если вы научитесь понимать себя и будете иметь возможность менять свои убеждения, вы овладеете методом кардинальных изменений.

6. Уровень

Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем, окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…

Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем?», «Ради чего?», «В чем смысл?» Вопросы, которые относятся к данному уровню: «Как вы бы объяснили 5-летнему ребенку, то, что вы делаете? Как вы думаете, в чем смысл вашей деятельности? Ради чего вы это делаете?». В случае, с изучением английского языка, попробуйте сформулировать ответ на вопрос: «Как бы вы объяснили 5-летнему ребенку, смысл ваших занятий английским языком?».

Пирамида Дилтса дает возможность проанализировать свою жизнь во многих аспектах, взглянуть на себя, как участника социального общества, как на цельную личность, по-новому осознать себя. Теперь можно поставить цель к которой стремиться, осознать приоритеты, составить последовательность шагов для продвижения вперед. Жизнь приобретает смысл, становится насыщенной и интересной. А человек получает мощный стимул для саморазвития и самосовершенствования.