На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

Созависимость. Фомирование с детства.

Чтобы ребенок благополучно прошел все фазы роста, и в основу его личности были заложены базовое доверие к миру, вера в себя и способность устанавливать доверительные отношения с другими, необходима правильная родительская позиция.
Наше человеческое общество является созависимым, доминаторным, то есть в его основе лежит идея неравенства, превосходства, контроля, подавления и манипуляции одной части социума над другой.

К сожалению, отношения почти во всех коллективах, включая и семью, носят отпечаток созависимости. Зачастую, взрослые люди, начиная совместную жизнь, тяготеют к созависимым отношениям, так как были воспитаны в соответствующей атмосфере психологической эмоциональной зависимости. В таких отношениях каждый человек ищет в другом те качества, которых не хватает ему, чтобы чувствовать себя психологически цельной личностью. Поэтому автономно такому человеку жить уже крайне некомфортно, и он будет до последнего держаться за партнера, даже если его не уважают и унижают.

Как же получается, что родители формируют у ребенка стремление к построению созависимых отношений?
Какие, зачастую, неосознанные ошибки допускаем мы в воспитании?


Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж., глубоко занимающиеся вопросом созависимых отношений, проанализировали развитие ребенка от рождения до 12 лет. Они выделили 4 стадии процесса индивидуального развития:

1. Созависимость – до 6-9 месяцев
2. Противозависимость – от 10 месяцев до 3х лет
3. Независимость от 3х до 6ти лет
4. Взаимозависимость от 6ти до 12 лет.

Особое внимание, с точки зрения формирования созависимости, следует обратить на две первые стадии. Основываясь на главных задачах, стоящих перед ребенком, их, по-другому, можно назвать соединение и отделение. В 2-3 года ребенок должен пережить психическое рождение, то есть перейти от психологического единства с родителями к психологической автономии.

Рассмотрим внимательнее развитие ребенка на этих стадиях и возможные патологические искажения взаимоотношений с родителями.
Психолог поможет разобраться с созависимостью.
Запишитесь на консультацию онлайн
Консультации проводятся по предварительной записи. Конфиденциальность гарантируется.
Рассмотрим внимательнее развитие ребенка на этих стадиях и возможные патологические искажения взаимоотношений с родителями.

1. Созависимость.
От рождения до 6-9 месяцев.

В этот период созависимость считается нормальной и желаемой. Ребенок находится в симбиотическом единстве с матерью, у них отсутствуют личностные границы. Мать для ребенка олицетворяет весь мир. Насколько активно будет она отвечать на зов малыша, насколько ребенок будет ощущать ее любовь, настолько фундаментальным окажется его доверие к миру. Стоит отметить, что роль отца также велика. Авторы настаивают на тесном контакте – кожа к коже - новорожденного не только с матерью, но и отцом. Причем самое оптимальное время для установления этой симбиотической связи – первые 24 часа после рождения.

Таким образом, главная задача этого периода для ребенка – сформировать базовое доверие к миру, которое является залогом веры в поддержку со стороны, смелости, способности к разумному риску и умения видеть в трудностях не опасности, а возможности.

Главная задача этапа соединения для родителей – подарить ребенку ощущение, что, в пока не понятном и хаотичном мире, он не одинок и всегда найдет отклик на свои потребности, что есть силы, дарящие заботу, любовь.

Если родители не смогут дать ребенку требуемые чувства, у него начинает формироваться база для развития созависимости в виде глубинного недоверия к жизни. В дальнейшем, родители будут плохо понимать своего ребенка и будут испытывать сложности в построении с ним доверительных отношений. Ребенок же будет слишком «привязан» к родителям, станет бояться окружающего мира и перемен. Можно с уверенностью предсказать сложности с установлением контактов, умением общаться и открыто выражать свои чувства; повышенный уровень тревоги из-за неопределенности своей жизни. А став взрослым, такой человек станет искать партнера с целью построить с ним тесные симбиотические отношения, чтобы завершить данную стадию созависимости, не пройденную до конца с родителями. Это и является основой тяги к поиску созависимых отношений.

2. Противозависимость.
От 10 месяцев до 3х лет.

Огромное значение имеет насколько качественно прошел предыдущий период: чем полнее было соединение, тем легче на базе доверительных отношений произойдет отделение. У ребенка развивается сильная потребность исследовать мир. Он чувствует в себе силы совершать самостоятельные поступки, он хочет отделиться от родителей и может отдаляться на безопасное расстояние. У родителей к этому времени тоже возникает желание освободиться от сильной симбиотической связи.

Маргарет Малер - известный венгерский и американский врач-психиатр с соавторами провела масштабные исследования индивидуального развития детей. Она уделяла большое внимание фазе противозависимости и выделила 4 подстадии этого процесса.

  • дифференциация (5-11 месяцев)
  • ранняя практика (10месяцев -1год 4 месяца)
  • возобновление дружеских отношений (1год 3 месяца-2 года)
  • постоянство объекта (2-3 года)

На этапе дифференциации ребенок начинает видеть себя отдельно от родителей. Он может самостоятельно ползать, но перемещается только в зоне видимости.

На стадии ранней практики ребенок уходит уже дальше от родителей, он поглощен исследованием мира, поэтому важно, чтобы окружающая обстановка была максимально безопасна, для того, чтобы он как можно реже слышал запреты.

На третьей подстадии ребенок как бы снова открывает для себя родителей, уже как отдельных личностей. Ощущение отделенности может пугать, ребенок требует повышенное внимание и, при его отсутствии, может переживать вспышки гнева. Тут очень важно родительское понимание, проявление любви и нежности. Часто родители наоборот демонстрируют свою волю и наказывают ребенка.

Четвертая подстадия - постоянство объекта - очень важна для становления детской личности. В 3 года ребенок уже должен сохранять положительный образ родителей, даже, находясь далеко от них. Научиться понимать, что, если они не рядом, – это не означает, что они превратились из «хороших» в «плохих». Если постоянство объекта не сформировано в достаточной мере, ребенок рассматривает родителя как «плохого», и себя он тоже считает «плохим», так как стадия отделения еще не пройдена. По сути, он разделяет мир на «хороший» и «плохой», «черный» и «белый», без полутонов. Так формируется неспособность понимать, что в жизни все не идеально: и «плохие», и «хорошие» качества сосуществуют вместе.

Ребенок переживает своеобразный конфликт стремлений между отделением и единением с родителями. Разрешение конфликта лежит через формирование способности видеть себя и других как отдельные объекты с «хорошими» и «плохими» качествами. Только при таком условии и может сформироваться обособленность. Эта психологическая автономность является необходимым условием для процесса психологического рождения, которое завершает успешно пройденные фазы созависимости и противозависимости.
Психолог поможет разобраться с созависимостью.
Запишитесь на консультацию онлайн
Консультации проводятся по предварительной записи. Конфиденциальность гарантируется.
Чтобы ребенок благополучно прошел эти фазы и в основу его личности был заложены базовое доверие к миру, веру в себя и способность устанавливать доверительные отношения с другими, необходима правильная родительская позиция.

На эту позицию влияет степень завершение матерью и отцом своих этапов соединения и отделения. Мы, в основном, воспитаны родителями, которые сами не завершили процесс связи и разделения со своими родителями и поэтому они не смогли обеспечить нас поддержкой и навыками, необходимыми для своевременного завершения этих двух важнейших стадии развития. Если ребенок растет в семье, где родители находятся в созависимых отношениях, они не способны дать ему необходимую поддержку. У таких родителей все внимание приковано друг к другу, так как они не способны жить автономно и панически боятся потерять партнера. Они стараются установить контроль, манипулируют, обвиняют друг друга в семейных конфликтах. Поэтому в таких семьях не приветствуется демонстрация искренних чувств, не принято открыто обсуждать проблемы. Это губительно сказывается на подрастающих детях. Они мешают взрослым, не находят нужного отклика, с ними не считаются. Принимая образцы родительского поведения, дети становятся склонными к воспроизведению созависимых отношений в будущем.

Чтобы помочь правильно пройти этап отделения, родители должны иметь тесный эмоциональный контакт с ребенком, понимать его потребности. Принимать не таким каким хотят видеть, а таким, какой он есть. Давать больше свободы и поощрять его самостоятельность, поддерживать стремление ребенка к исследованию мира. Стимулировать открытое выражение чувств, учить искренности, смело высказывать свои мысли, когда это будет уже возможно и относиться к нему с должным вниманием. Уважать ребенка, считаться с ним.

Исследования Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. показали, что при благополучном течении детского периода до трех лет, правильном поведении родителей, люди не попадают в плен созависимых отношений. Они в дальнейшем имеют адекватную самооценку, четкое ощущение личностных границ, не теряют позитивного отношения к себе при критике. У них нет необходимость контролировать и манипулировать другими людьми, проецировать на других свои чувства, они полностью несут ответственность за свою жизнь. У таких людей отсутствует желание сравнивать себя с другими – они самодостаточны. Умеют просить других людей о помощи, легко общаются, строят и поддерживают близкие доверительные отношения, не боясь потерять свою личность. Они эффективны и успешны. И, что крайне важно, смогут дать правильное воспитание своим детям, создадут посыл для их счастливой жизни. И в этом надежда на преобразование нашего общества из доминаторного в партнерское.
Используемая литература:

1. Москаленко В.Д. «Зависимость. Семейная болезнь» ISBN: 978-5-9292-0187-5 Год издания: 2009 Издательство: ПЕР СЭ

2. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. У 67 Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской — М.: Независимая фирма "Класс", 2002. — 224 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 103). ISBN 5 86375 046 4.