В самом начале
психологического консультирования важно уделить внимание и проработать первичную проблему, с которой вы обращаетесь к психологу. Часто бывает, что вопрос, с которым вы пришли на консультацию поверхностен, и за ним кроется более важная и глобальная проблема.
Если не уделить этому должное внимание, есть опасность уйти в работе в сторону от истинной сути обращения и потратить на консультирование гораздо больше времени. Результатом такой проработку будет четко сформулированная цель, направление работы и результат, которого хочется добиться.
Этапы работы с первичной проблемой 1. При определении цели запроса я стараюсь выяснить и ресурсы клиента, и его ограничивающие убеждения. Мы совместно с клиентом определяем, что он хочет,
к какому результату должны прийти. Я расспрашиваю,
как клиент узнает, что результат достигнут и при каких обстоятельствах; что при этом будет чувствовать.
Если, к примеру, целью стоит убрать зависимость от мнения окружающих, клиент может сказать – хочу продолжать отстаивать свою точку зрения в момент спора и чувствовать при этом уверенность и спокойствие или азарт. Также важно обратить внимание клиента на то, чтобы при формулировке он описывал не от чего хочет избавиться, а сфокусировался на желаемом результате как цели для достижения. Это известное движение не «
от» проблемы, а «
к» результату.
2. Далее совместно с клиентом
определяем ресурсы - те качества, которыми он обладает и которые могут помочь ему в достижении цели. Анализируем
его особенности, которые
могут помешать в работе.
3. Стоит уделить внимание вопросам:
- насколько важно клиенту достичь желаемого;
- что он приобретет по достижении своей цели;
- что может потерять;
- насколько значима для него потеря и можно ли этого избежать, да и стоит ли.