Рассмотрим внимательнее развитие ребенка на этих стадиях и возможные патологические искажения взаимоотношений с родителями. 1. Созависимость. От рождения до 6-9 месяцев. В этот период созависимость считается нормальной и желаемой. Ребенок находится в симбиотическом единстве с матерью, у них отсутствуют личностные границы. Мать для ребенка олицетворяет весь мир. Насколько активно будет она отвечать на зов малыша, насколько ребенок будет ощущать ее любовь, настолько фундаментальным окажется его доверие к миру. Стоит отметить, что роль отца также велика. Авторы настаивают на тесном контакте – кожа к коже - новорожденного не только с матерью, но и отцом. Причем самое оптимальное время для установления этой симбиотической связи – первые 24 часа после рождения.
Таким образом, главная задача этого периода для ребенка – сформировать базовое доверие к миру, которое является залогом веры в поддержку со стороны, смелости, способности к разумному риску и умения видеть в трудностях не опасности, а возможности.
Главная задача этапа соединения для родителей – подарить ребенку ощущение, что, в пока не понятном и хаотичном мире, он не одинок и всегда найдет отклик на свои потребности, что есть силы, дарящие заботу, любовь. Если родители не смогут дать ребенку требуемые чувства, у него начинает формироваться база для развития созависимости в виде глубинного недоверия к жизни. В дальнейшем, родители будут плохо понимать своего ребенка и будут испытывать сложности в построении с ним доверительных отношений. Ребенок же будет слишком «привязан» к родителям, станет бояться окружающего мира и перемен. Можно с уверенностью предсказать сложности с установлением контактов, умением общаться и открыто выражать свои чувства; повышенный уровень тревоги из-за неопределенности своей жизни. А став взрослым, такой человек станет искать партнера с целью построить с ним тесные симбиотические отношения, чтобы завершить данную стадию созависимости, не пройденную до конца с родителями. Это и является основой тяги к поиску созависимых отношений.
2. Противозависимость. От 10 месяцев до 3х лет. Огромное значение имеет насколько качественно прошел предыдущий период: чем полнее было соединение, тем легче на базе доверительных отношений произойдет отделение. У ребенка развивается сильная потребность исследовать мир. Он чувствует в себе силы совершать самостоятельные поступки, он хочет отделиться от родителей и может отдаляться на безопасное расстояние. У родителей к этому времени тоже возникает желание освободиться от сильной симбиотической связи.
Маргарет Малер - известный венгерский и американский врач-психиатр с соавторами провела масштабные исследования индивидуального развития детей. Она уделяла большое внимание фазе противозависимости и выделила 4 подстадии этого процесса.
- дифференциация (5-11 месяцев)
- ранняя практика (10месяцев -1год 4 месяца)
- возобновление дружеских отношений (1год 3 месяца-2 года)
- постоянство объекта (2-3 года)
На этапе дифференциации ребенок начинает видеть себя отдельно от родителей. Он может самостоятельно ползать, но перемещается только в зоне видимости.
На стадии ранней практики ребенок уходит уже дальше от родителей, он поглощен исследованием мира, поэтому важно, чтобы окружающая обстановка была максимально безопасна, для того, чтобы он как можно реже слышал запреты.
На третьей подстадии ребенок как бы снова открывает для себя родителей, уже как отдельных личностей. Ощущение отделенности может пугать, ребенок требует повышенное внимание и, при его отсутствии, может переживать вспышки гнева. Тут очень важно родительское понимание, проявление любви и нежности. Часто родители наоборот демонстрируют свою волю и наказывают ребенка.
Четвертая подстадия - постоянство объекта - очень важна для становления детской личности. В 3 года ребенок уже должен сохранять положительный образ родителей, даже, находясь далеко от них. Научиться понимать, что, если они не рядом, – это не означает, что они превратились из «хороших» в «плохих». Если постоянство объекта не сформировано в достаточной мере, ребенок рассматривает родителя как «плохого», и себя он тоже считает «плохим», так как стадия отделения еще не пройдена. По сути, он разделяет мир на «хороший» и «плохой», «черный» и «белый», без полутонов. Так формируется неспособность понимать, что в жизни все не идеально: и «плохие», и «хорошие» качества сосуществуют вместе.
Ребенок переживает своеобразный конфликт стремлений между отделением и единением с родителями. Разрешение конфликта лежит через формирование способности видеть себя и других как отдельные объекты с «хорошими» и «плохими» качествами. Только при таком условии и может сформироваться обособленность. Эта психологическая автономность является необходимым условием для процесса психологического рождения, которое завершает успешно пройденные фазы созависимости и противозависимости.